15. КУЛЬТ МИТРЫ У ДРЕВНИХ ИРАНЦЕВ
АРКАН-15. ОРИЕНТАЦИЯ МИСТЕРИИ на СОЗВЕЗДИЕ СТРЕЛЬЦА
На клише этой мистерии следует обратить особое внимание.
… И тогда мы увидели широкую дорогу, вившуюся по склону горы и обсаженную двумя рядами высоких кипарисов, дорогу, ведущую к величественному храму, венчавшему вершину горы. Была глубокая беззвездная ночь. Впереди то тут, то там яркая молния прорезывала тьму и освещала храм алмазным светом.
И когда мы вошли в храм, то увидели, что он словно высечен в исполинском кубе из красного порфира, блестящая поверхность которого – стены, пол и потолок – была покрыта тончайшей искристо-серой жемчужной сеткой. Вдоль правой (восточной) и левой (западной) стен храма высились 12 (6х2) круглых колонн из черного мрамора, увенчанных капителями в виде золотых львиных голов. Вторым рядом параллельно черным колоннам, но в шахматном порядке к ним, высились 14 (7х2) внутренних круглых колонны из литого золота, увенчанных капителями в виде черных соколиных голов.
На южной стороне храма были установлены двойные врата. Снаружи – матово-черные, внутри – искристо-белые. На северной (алтарной) стороне храма было белое мраморное полукруглое возвышение, к которому вели три золотые ступени. На возвышении воздвигнут бирюзовый куб, на котором стоял солнечно-лунный лингам. Между стеной и бирюзовым кубом высились две круглые колонны из белого мрамора, между которыми была протянута матово-черная завеса с алмазно-блещущим лучистым солнцем посередине.
В центре храма – восьмиугольный престол из яшмы, на верхней доске которого начертан знак ромба-4, верхний тернер-3 которого – белый, нижний тернер-3 – матово-черный. Вокруг престола – четыре золотых светильника, как бы замыкающих престол в квадрат-4. Светильники были увенчаны опаловыми сферами, в которых горело искристо-розовое пламя.
У престола стоял жрец, облаченный в длинные и широкие золотые одеяния, затканные изумрудной листвой и рубиновыми гроздьями винограда. Голову жреца венчала трехярусная золотая тиара, осыпанная белыми и черными алмазами. Ноги жреца были обуты в сандалии из мягкой красной кожи с заостренными золотыми концами и такими же ремнями.
На груди жреца сиял странный и сложный знак. От диска, находящегося в центре знака, крестообразно отходили четыре равноконечных креста-4(+). На конце верхнего креста – эволютивный тернер-3. На конце нижнего креста – инволютивный тернер-3. Правый и левый кресты завершались квадратами-4. Диск и верхний тернер-3 – алмазные. Точка в центре диска, нижний тернер-3 и четыре креста-4 – черно-алмазные. Правый квадрат-4 – изумрудный, левый – рубиновый. В левой, поднятой вверх руке жрец держал золотой лучистый диск с матово-черной точкой в центре. В правой руке, простертой над престолом, жрец держал магический жезл, изготовленный из черного дерева, обвитый рубиновой змеей и увенчанный черно-белым лингамом.
В Храме стояло множество мужских и женских духовных сущностей, облаченных в короткие и длинные, широкие и узкие одеяния пестрых и ярких цветов. Они стояли безмолвно, с опущенной головой и скрещенными на груди руками. И когда жрец дважды громко воскликнул «АНГРОМАЙНИОС-ДАЕВАС!», храм погрузился во мрак, и в нем зазвучали голоса грозных сил Аримана. Над головами присутствующих стали проноситься невидимые крылатые существа, со зловещим свистом ударявшиеся о стены, пол и потолок храма, а над престолом взвился огненный столб, мгновенно распавшийся на тысячи фосфоресцирующих сфер, которые таяли над головой жреца, освещая храм кроваво-красным светом.
И в этом зловещем мареве было видно, как обезумевшая толпа обратилась в бегство и ринулась к вратам храма, которые они тщетно силились распахнуть. И видно было, как большинство духовных сущностей, побежденные гениями зла, падали на каменный пол и распростертыми оставались на нем. Но бежали не все. Меньшинство храбро и упорно боролось с грозными силами Аримана – и обратило их в бегство. Тогда эти силы накинулись на побежденных и стали мучить их и терзать.
Жрец, бесстрастно взиравший на борьбу толпы и видя, что силы ее слабеют, воздел левую руку и, дважды ударив о престол золотым диском, громко воскликнул «АМШАСПАНДАС-ВАЗАСТАС!». И тогда кроваво-красное марево озарилось алмазно-блещущим лучом изначального света – и в воздухе пронеслось легкое шуршание множества невидимых крыл. Но лишь после долгой и упорной борьбы силы Ахурамазды победили силы Аримана и обратили их в прах.
Но побежденные оставались недвижимыми. И для того чтобы вернуть их к жизни, жрец подошел к ним и, громко воскликнув «МИТРА!», возложил на них свой магический жезл. Затем, собрав их вокруг престола, он сказал им:
– Как много вас здесь, и как мало вы умеете бороться со своими страстями и эмоциями, чтобы быть в силах побеждать их. Вызванные мною силы – лишь ваши собственные эманации, и они вас победили, они повергли вас во прах.
СИМВОЛИКА МИСТЕРИИ
– Капители колонн в виде львиных голов – отображение стихии огня.
– Капители колонн в виде соколиных голов – отображение стихии воздуха.
– Бело-черные врата – символ двуединого посвящения Света и Тьмы, которое было характерно для митраизма древнего Ирана, широко распространенного в Римской империи. Митраизм был серьезным соперником христианства. В древневосточных (индоиранских) религиях митра олицетворял Бога света, чистоты и подателя жизни.
– Бирюзовый куб – бирюза очень характерный камень для Ирана.
– В солнечно-лунном лингаме: солнце – алмазное, луна – черно-алмазная.
– Знак черно-белого ромба – отображение принципа двуединства.
– Рубиновые гроздья винограда напоминают о связи виноградной лозы с лозой Ноя и последующими дионисийскими культами, поскольку митраизм, перекочевав затем в Малую Азию и на Архипелаг, проник в Грецию, где и отразился в дионисийских (вакхических) культах.
– Спектр знака на груди жреца – белый, черный, красный и зеленый – соответствует цветам азиатского ордена Креста и Розы. Хотя этот знак и возник в Европе, но, эмигрировав в Азию, он адаптировал священный спектр митраического культа.
– В руке жреца диск с матово-черной точкой в центре олицетворяет магическое зеркало адепта.
Из материалов В.В .Белюстина
Круги Разума Гермеса.
Антерай.