14. КУЛЬТ ОСИРИСА У ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
АРКАН-14. ОРИЕНТАЦИЯ МИСТЕРИИ на СОЗВЕЗДИЕ СКОРПИОНА – ЗВЕЗДА АНТАРЕС
… И тогда мы увидели зал подземного храма, золотистые стены которого в два ряда были испещрены черными иероглифами. Верхний ряд иероглифов представлял собой цепь красных треугольников-3, нижний – цепь красных квадратов-4. Иероглифы были начертаны внутри треугольников и квадратов и сочетались в геометрические фигуры. Вдоль стен храма двумя рядами, образующими два треугольника, стояли 78 круглых и гладких колонн без всяких украшений и надписей. Во внешнем треугольнике были 52 колонны из золота. Во внутреннем треугольнике – 26 колонн из красного порфира.
В центре золотого, круглого и плоского потолка имелось большое круглое отверстие, через которое виднелось ночное темно-синее небо с мириадами звезд. Вокруг отверстия во все стороны расходились изумрудные лучи, касаясь своими концами карниза стены. В центре храма под отверстием потолка стоял белый мраморный престол в виде саркофага, крышка которого была плотно закрыта. Крышка венчалась изображением золотого лучистого солнца.
У саркофага-престола стоял жрец, облаченный в льняные одежды, окаймленные широкой черной полосой. На его груди, спускаясь на цепи, состоящей из чередовавшихся квадратных алмазов, рубинов и изумрудов, сиял золотой диск солнца с изумрудным ключом Гермеса в центре. Голову жреца венчала белая тиара с серебряными лучами и изумрудным нимбом вверху и алмазным эллипсисом с рубиновой вертикалью в лобовой части тиары.
Мистерия Озириса начиналась ночью и длилась двое суток. В ночь перед летним солнцестоянием жрец во главе многочисленной процессии направлялся к подземному храму и, остановившись у врат, отпускал процессию со словами: «С миром возвращайтесь в жизнь и чистотой ее помогайте мне должным образом встретить смерть и следующее за ней воскрешение». Затем жрец спускался в храм и стоял у престола-саркофага вплоть до полудня, до того священного мгновения, когда солнце сквозь отверстие потолка вступало в кульминацию с золотым солнцем, изображенным на крышке саркофага.
Монотонно-ритмично, скандируя каждое слово, читал жрец молитвы-заклинания с развернутого на саркофаге длинного папируса, концы которого спускались до пола. Читал он с таким расчетом, чтобы последнее слово, произнесенное им, совпало с появлением солнца в отверстии потолка. Тогда жрец громко восклицал:
– О, великий Осирис! Бог жизни, заклинаю и молю тебя, озари меня, стоящего в царстве жизни, твоим живительным светом.
И пока солнце освещало внутренность храма, жрец трижды обходил его, останавливаясь у каждой колонны и все тише и тише произнося обращение к Осирису. Встав затем у саркофага-престола и перевернув длинный папирус, жрец снова начинал монотонно-ритмично, скандируя каждое слово, читать с папируса молитвы-заклинания. Читал он с таким расчетом, чтобы последнее слово, произнесенное им, совпало с мгновением наступления полуночи.
Тогда, обернувшись лицом на запад, жрец громко восклицал:
– О, великий Осирис! Бог смерти, заклинаю и молю тебя, озари меня, нисходящего в царство смерти, твоим сокровенным невидимым светом.
После этого, подняв крышку саркофага, жрец входил в него и, закрыв крышку, оставался в саркофаге до того священного мгновения полдня, когда солнце вступало в кульминацию с золотым солнцем, изображенным на крышке саркофага.
За несколько часов до этого мгновения храм наполнялся теми, кто накануне провожал жреца на мистерию Осириса. В полном молчании, склонив головы, они ожидали воскрешения жреца.
И когда солнце озаряло храм и луч его ударял в крышку саркофага, жрец выходил из него и, подняв голову и воздев руки, громко восклицал:
– Благодарю тебя, великий Осирис, бог жизни и смерти!
Затем, до наступления полуночи, жрец рассказывал окружившим его о том, что он видел и слышал во время пребывания в саркофаге.
СИМВОЛИКА МИСТЕРИИ
– Настоящее клише очень кратко и является лишь фрагментарным наброском священной мистерии Осириса (Озириса). Но основная ориентация ее и символические образы запечатлены правильно.
– 78 колонн храма символизируют общее число арканов Таро: 22 старших (мажорных) и 56 младших (минорных) арканов.
Из материалов В.В. Белюстина
Круги Разума Гермеса.
Антерай.